Мадам Тюссо

Восковая фигура мадам Тюссо с головой Бенджамина Франклина в берлинском музее.
Восковая фигура мадам Тюссо с головой Бенджамина Франклина в берлинском музее.
Она родилась в век напудренных париков и аристократической элегантности, а умерла в эпоху, когда в моду входили цилиндры и буржуазные добродетели. В ее характере удивительным образом сочетались респектабельность леди и железная хватка, а художественный талант уживался с редким хладнокровием, с которым эта хрупкая женщина снимала посмертные маски, ставшие впоследствии произведениями искусства.

Наверное, только такая женщина и могла создать Музей, который наряду с Тауэром и Вестминстерским аббатством вот уже почти два столетия является одной из главных достопримечательностей британской столицы. Мария Гросхольц, которая позднее прославилась как мадам Тюссо, родилась в Страсбурге 1 декабря 1761 г., два месяца спустя после того как скончался ее отец, Иосиф Гросхольц, отважный солдат, адъютант генерала Вурмзера во время Семилетней войны. Первые пять лет девочка провела вместе с матерью в Берне, а затем… затем судьбе было угодно круто изменить ее жизнь. Дядюшка Мари, доктор Филипп Курциус, к тому времени уже несколько лет живший в Париже, пригласил свою сестру и ее малолетнюю дочку переехать к нему.

Прилежная ученица

Прижизненный портрет мадам Тюссо, 1842 г.
Прижизненный портрет мадам Тюссо, 1842 г.

Курциус был примечательной личностью. Дипломированный медик, он в молодые годы проявил удивительный талант в искусстве лепки. Вначале он изготовлял только медицинские муляжи, но затем перешел к созданию миниатюрных портретов из воска и собрал маленький музей из своих произведений. В 1761 г. в Берне побывал брат короля Людовика XV, принц Конти, он посетил музей и был так поражен искусством швейцарца, что пригласил его в Париж и взял под свое покровительство. Дела Курциуса на новом месте процветали, он не был женат, и маленькая Мари стала, по существу, его приемной дочерью. Наблюдая за манипуляциями дядюшки с податливой глиной и мягким воском, девочка очень рано стала подражать ему, и обнаружила удивительный талант. Некоторые скульптуры, изготовленные по отливкам, сделанным Мари в 16–17-летнем возрасте, до сих пор находятся в музее и поражают посетителей своим совершенством. После восшествия на престол Людовика XVI дела Курциуса пошли еще лучше.

Его талантом восхищалась сестра короля Елизавета. Она попросила доктора давать ей уроки лепки. Тот предложил вместо себя племянницу. 19-летняя Мари очаровала принцессу обаянием и тактом и вскоре переехала в Версальский дворец, став компаньонкой мадам Елизаветы. Блестящая жизнь королевского двора захватила молодую девушку. Она с удовольствием танцевала на балах и приемах, но никогда не позволяла себе переступить границы дозволенного. Однажды, когда молодой брат монарха и будущий король Людовик XVIII в одном из переходов дворца, что называется, дал волю рукам, она без колебаний отпустила ему увесистую пощечину.

Палачи и жертвы

Безмятежная жизнь в Версале продолжалась для Мари 9 лет, а потом грянула революция. Однако и у ее вождей искусство Курциуса и его племянницы вызывало не меньшее восхищение, чем у придворных аристократов. И вскоре в салоне доктора восковым фигурам родовитых клиентов пришлось потесниться и уступить место изображениям новых господ Франции. Впрочем, не все было так просто. Мари слишком долго жила в Версале, и ее подозревали в симпатиях к роялистам. У Курциуса было много влиятельных покровителей, но Мари и ее мать арестовали во время его отсутствия. Месяцы, проведенные в тюрьме Ла Форс, остались в ее памяти как нескончаемый кошмар. В маленькой камере находилось больше двадцати женщин.

Среди них, кстати, была и Жозефина Богарне, будущая супруга Наполеона I. Гильотина в те дни работала безостановочно. Каждую неделю женщин заставляли стричь себе волосы, чтобы не доставлять хлопот палачу. К счастью для Мари, вернувшийся в Париж Курциус, использовав свои связи, добился ее освобождения.

Работа, которую Мари теперь приходилось выполнять, вызывала у нее ужас. Однажды к ней в мастерскую принесли голову молодой принцессы де Ламбаль, близкой приятельницы Елизаветы. Ее растерзала разъяренная толпа. Дрожащими руками Мари снимала с нее посмертную маску, окруженная убийцами несчастной женщины. Позже ей пришлось также увековечить черты казненной королевы Марии-Антуанетты. Однако, как известно, революция часто пожирает собственных детей. Сначала якобинцы свалили Дантона, а затем настал черед подняться на эшафот и самому вождю якобинцев, «неподкупному» Робеспьеру. Восковое изображение его головы работы Мари и сегодня поражает посетителей музея.

В марте 1835 г. случилось, наконец, то, к чему она так долго стремилась. В Лондоне на Бейкер-Стрит открылась постоянная экспозиция восковых фигур мадам Тюссо. Каталог музея за 1845 г. насчитывает уже 190 экспонатов.

Невозмутимый клиент

Восковая фигура Наполеона.
Восковая фигура Наполеона.

В январе 1793 г. умер доктор Курциус. Он был отравлен во время исполнения какой-то секретной миссии по заданию властей. В течение двух последующих лет Мари руководила созданным им музеем восковых фигур одна, а в 1795 г. вышла замуж за инженера из Бургундии, Франсуа Тюссо. Семейная жизнь ее складывалась удачно, у супругов родилось двое сыновей – Жозеф и Франсуа. Муж помогал Мари вести дело, которое приносило неплохой доход. Популярность музея росла. Мадам Тюссо постоянно пополняла его скульптурными портретами новых знаменитостей. В 1801 г. она получила приглашение из дворца Тюильри. Жозефина Богарне, с которой Мари когда-то томилась в тюрьме Ла Форс, пожелала, чтобы она изготовила портрет ее мужа, Первого консула Французской республики, Наполеона Бонапарта. Нанося слой жидкого гипса на лицо будущего императора, Мари просила его не волноваться – она не причинит ему вреда. «Волноваться? – воскликнул Наполеон. – Да я не стал бы волноваться, приставь вы к моему виску полдюжины пистолетов!»

По ту сторону Ла-Манша

Франсуа Тюссо за несколько лет до того побывал в Англии и пришел к заключению, что на берегах Туманного Альбиона выставка их восковых фигур может иметь большой коммерческий успех. Он убедил в этом и Мари. В мае 1802 г. мадам Тюссо, оставив свою парижскую коллекцию на попечение мужа и тщательно упаковав 70 своих лучших экспонатов, пересекла Ла-Манш и высадилась в Дувре. С ней был ее четырехлетний сын Жозеф. Маленький Франсуа остался в Париже с бабушкой. В письмах домой Мари сообщала о большом успехе «своих фигур». В это время передвижной музей еще не носил ее имени, а назывался собранием «Великого Курциуса из Парижа». Около года мадам Тюссо возила свои произведения по городам и весям Шотландии, а затем решила перебраться через море в Ирландию. Увы, сильнейший шторм потопил одно из судов маленького каравана, на котором находилась большая часть ее коллекции, однако Мари не дрогнула. Трех месяцев упорной работы хватило ей для того, чтобы восстановить потерянные экспонаты. Выставка в Дублине прошла с большим успехом, да и турне по всей Ирландии принесло мадам неплохой доход. Вести из Парижа, однако, не радовали Мари. Франсуа оказался никуда не годным менеджером. Еще недавно процветавший бизнес приносил теперь одни лишь убытки. Просьбы о деньгах все больше раздражали Мари. Она теряла уважение к мужу.

Первоначально она намеревалась лишь заработать в Великобритании хорошие деньги, и, наладив там дело, вернуться в Париж, но в 1808 г. между ней и мужем что-то произошло (писем за этот период не сохранилось), и это заставило ее изменить планы и остаться в Англии навсегда.

Музей на Бейкер-стрит

Музей мадам Тюссо в Лондоне.
Музей мадам Тюссо в Лондоне.

Имя Курциуса больше не упоминается в рекламе выставки. Теперь это Салон восковых фигур мадам Тюссо. В течение 27 лет вплоть до 1835 г. Мари колесила по дорогам Англии, Шотландии и Ирландии, разворачивая свою постоянно обновляемую и растущую коллекцию в больших и малых залах, театрах и гостиницах. В 1826 г. к ней присоединился ее младший сын, живший до того в Париже. С мужем Мари переписки не поддерживала. Ей шел уже седьмой десяток, но она была по-прежнему бодра и полна сил.

В марте 1835 г. случилось, наконец, то, к чему она так долго стремилась. В Лондоне на Бейкерстрит открылась постоянная Экспозиция восковых фигур мадам Тюссо. Каталог музея за 1845 г. насчитывает 190 экспонатов, и в нем же впервые упоминается «Комната Ужасов», за посещение которой дополнительно взималось 6 пенсов. Управление музеем постепенно переходит в руки сыновей, но Мадам остается главой семьи. Она по-прежнему не поддерживает никаких отношений с мужем, но по ее распоряжению сыновья навещают отца в Париже, чтобы примириться с ним и оказать ему помощь. Мадам Тюссо чувствует, что приближается к концу своего пути и спешит оплатить все счета. Скончалась она 16 апреля 1850 г. Ее последней работой был автопортрет, законченный за 8 лет до этого.

comments powered by Disqus